Владелец BMW X6 обратился в сервис для устранения течи масла. Однако вместо отремонтированного авто он получил сообщение: "Двигатель заклинило из-за гидроудара. Случай не гарантийный". Экспертиза должна была установить истину.
Обстоятельства дела
Предмет экспертизы: Установить, действительно ли заклинивание двигателя произошло вследствие гидроудара, и если да, то какова его причина.
Объект исследования: Цилиндропоршневая группа бензинового двигателя автомобиля BMW X6.
Предыстория: Заявитель сдал автомобиль в автоцентр для устранения подтекания масла. Двигатель работал исправно, автомобиль приехал своим ходом. В процессе работ сервис уведомил владельца о заклинивании двигателя якобы по причине гидроудара (попадания воды).
1. Осмотр двигателя
Экспертиза проводилась в присутствии заинтересованных сторон. При разборке и осмотре двигателя было установлено:
- Масло из двигателя слито, поддон демонтирован.
- Повреждения: Имеется касание противовеса коленчатого вала за юбку поршня с левой стороны. Шатун деформирован.
- Следы масла: Обнаружено обильное замасливание:
- Левой выхлопной трубы в районе фланца;
- Выхода выхлопных газов и клапана турбокомпрессора;
- Выпускного коллектора левого блока цилиндров.
- Состояние цилиндров: Гильзы в рабочей области без повреждений. Следов охлаждающей жидкости (антифриза) в цилиндрах нет.
- Нагар: На днищах всех поршней обнаружены крупные частицы нагара.
- Впускной коллектор: Внутри обнаружена маслянистая смесь в большом количестве.
2. Аналитическая часть
Деформация шатуна имеет характерный вид для гидроудара. Это явление возникает при попадании в цилиндр несжимаемой жидкости. Стержень шатуна теряет устойчивость, изгибается и сжимается.
Возможные причины гидроудара:
- Попадание воды через воздушный фильтр (преодоление луж).
- Попадание топлива (бензина) при неисправности форсунок или регулятора.
- Попадание антифриза (пробой прокладки ГБЦ).
- Попадание масла или иной технической жидкости.
Проверка версий
Версия 1: Вода
Осмотр воздушного фильтра и диагностика исключили попадание воды извне. Автомобиль находился в сервисе.
Версия 2: Бензин
Система непосредственного впрыска (HPI) на BMW X6 устроена так, что топливо не может попасть во впускной коллектор самотеком. Даже при неисправности форсунок, попадание такого объема бензина для гидроудара невозможно конструктивно.
Версия 3: Антифриз
Прокладка головки блока целая. Следов охлаждающей жидкости в масле и цилиндрах не обнаружено.
Версия 4: Масло и посторонние жидкости
Это основная версия. Во впускном коллекторе найдена смесь масла и неизвестной жидкости. Откуда она там?
3. Детективное расследование
При изучении документов (заказ-наряда) эксперт обнаружил интересную деталь. Для выполнения работ сервис использовал расходные материалы.
В заказ-наряде указано списание средства:
«Очиститель карбюратора» — 4 штуки.
Это огромный объем промывочной жидкости для локального ремонта.
Реконструкция событий:
Вероятно, механики промывали турбокомпрессор или впускной тракт от масла, используя большое количество очистителя. Жидкость скопилась в "кармане" впускного коллектора. Очиститель карбюратора не испаряется мгновенно в замкнутом объеме.
При первом же запуске двигателя после "ремонта", эта жидкость (смесь очистителя и остатков масла) была засосана в цилиндр №7. Жидкость несжимаема. Поршень пошел вверх, уперся в жидкостную пробку, и шатун согнуло. Произошел классический гидроудар.
Почему это вина сервиса?
До визита в сервис двигатель работал исправно. Негерметичность турбины (течь масла) сама по себе не приводила к гидроудару при эксплуатации. Критическим фактором стало именно вмешательство механиков: заливка большого объема промывочной жидкости во впускной тракт без последующего удаления.
Вывод эксперта
Наиболее вероятной причиной деформации шатуна является гидроудар, возникший при попадании в цилиндр №7 большого количества смеси «Очистителя карбюратора» и масла.
На это указывает наличие данной смеси во всасывающем коллекторе и документальное подтверждение использования 4-х баллонов очистителя в заказ-наряде. Поломка имеет прямой причинно-следственный характер с действиями сотрудников автосервиса.
Попали в похожую ситуацию?
Сервис отказывает в гарантии, ссылаясь на "неправильную эксплуатацию"? Мы поможем доказать истинную причину поломки.